Госрегулирование цен на нефтепродукты усугубит ситуацию на топливном рынке и ударит по бюджету страны

версия для печати

Инициатива Министерства экономики и сельского хозяйства Украины ввести государственное регулирование цен на нефтепродукты на автозаправочных станциях нанесет сокрушительный удар по легальному сектору топливного рынка, придаст мощный стимул кустарному производству и более глубокому проникновению схем по уходу от налогообложения. Об этом заявила Консалтинговая группа «А-95» по итогам моделирования развития ситуации, связанной с инициативой Минэкономики.

Эксперты группы рассчитали предельный уровень цен на бензин и ДТ по алгоритму министерства, который предусматривает использование европейских котировок, текущие ставки акциза и НДС, а также фиксированные значения валовых наценок в размере 5 и 7 грн/л на бензин А-95 и ДТ соответственно. В дальнейшем полученные значения были сопоставлены с фактическими ценами на АЗС в январе-апреле 2021 года. Средняя расчетная цена на бензин А-95 составила бы 28,4 грн/л, на дизельное топливо – 27,4 грн/л. Фактический средний уровень розничных цен в 2021 году составил 27,4 грн/л и 26,8 грн/л. Таким образом, средние значения рынка находились ниже уровней, предложенных Минэкономики.

Исключение составили лишь 14% автозаправочных станций общей численностью около 1000 единиц, которые преимущественно приходятся на сети OKKO, WOG, Socar и Shell. В январе-апреле эти станции были выше расчетного уровня Минэкономики по бензину А-95 на 0,6-2,4 грн/л, по дизтопливу – на 0,8-2,5 грн/л.

«Подавляющее число украинских АЗС в 2021 году отвечало озвученным критериям Минэкономики, потребители имели возможность выбирать поставщика топлива в широком ценовом диапазоне. Нам абсолютно неясны предпосылки введения госрегулирования и цели, которые ставит перед этим проектом министерство», – заявил директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн. По словам эксперта, на заправочных станциях, где заявленные цены были выше, реальная стоимость нефтепродуктов была близка к расчетной за счет дисконтных программ, предусматривающих скидки в размере 2,5-3,0 грн/л.

По мнению «А-95», не имея какого-либо конструктива, реализация инициативы Минэкономики будет дополнительно стимулировать развитие нелегального рынка, который уже достиг беспрецедентных масштабов. И если сегодня продажа фальсифицированного топлива с мини-НПЗ и нефтебаз, а также массовые нарушения кассовой дисциплины преимущественно фиксируются на станциях нижнего ценового сегмента, то ограничения в ценообразовании вынудят добросовестных игроков также прибегнуть к данной практике. Это в свою очередь увеличит потери госбюджета вследствие махинаций на рынке нефтепродуктов, которые в 2021 году ожидаются в объеме не менее 22 млрд грн.

«На торговле фальсификатом и на схемах по уходу от налогообложения теневики получают преимущество от 3 до 12 грн/л и увеличивают объемы продаж. В то же время добросовестные участники рынка вынуждены увеличивать торговые наценки, чтобы компенсировать утекающую реализацию. Госрегулирование лишь усугубит эту ситуацию, ударив по «белому» бизнесу, и толкнет рынок в тень еще сильнее», – заявил Сергей Куюн.

По расчетам «А-95», в 2020 году доля розничных продаж через АЗС с признаками применения налоговых схем увеличилась с 20 до 32%. По мнению экспертов группы, для исправления ситуации на топливном рынке, выравнивания цен и увеличения налоговых поступлений правительству необходимо максимально активизировать работу налоговых органов. Объектами повышенного внимания должны стать импорт октаноповышающих компонентов для выпуска бензинов под видом безакцизных растворителей, работа мини-НПЗ, контроль кассовой дисциплины и мониторинг налоговой нагрузки по сетям АЗС.

Контакты

02095, г. Киев, ул. Княжий Затон, 9А, офис 396

Телефон: +38 (044) 577-52-25

Факс: +38 (044) 577-51-66

Мероприятия