Правительство должно ужесточить контроль за оборотом нефтепродуктов и октаноповышающих компонентов под видом растворителей

версия для печати

Кабинету министров Украины необходимо обратить внимание на оборот растворителей (код УКТВЭД 3814009090), под видом которых все чаще фиксируется безналоговый оборот нефтепродуктов и компонентов для их производства в кустарных условиях. Пресечение этих схем позволит увеличить поступления в бюджет, радикально снизить объемы фальсификата на топливном рынке и тем самым защитить автомобили и здоровье граждан от этой токсичной продукции.

Основные злоупотребления наблюдаются в секторе мини-НПЗ: они перерабатывают газовый конденсат и нефть внутренней добычи, получают бензин и дизельное топливо стандартов Евро-2 и Евро-3, реализация которых на внутреннем рынке запрещена. Чтобы уйти от налогообложения акцизом, осуществляют подмену товарного кода с фактического 2710 (нефть и нефтепродукты) на код 3814 (растворители). В дальнейшем эта продукция отправляется либо на нефтебазы для дальнейшего смешения с октаноповышающими компонентами, либо напрямую на автозаправочные станции, что было неоднократно задокументировано органами Государственной фискальной службы.

По оценкам Консалтинговой группы «А-95», годовой объем бензина и дизельного топлива с мини-НПЗ достигает 450 тыс. т, а бюджетные потери от неуплаты акциза и НДС могут достигать 5 млрд грн в год.

«Это полностью теневой бизнес, который, по сути, весь работает за наличные, а значит живит налоговые ямы, «скрутки» и стимулирует построение нелегальной системы сбыта через такие же незаконные АЗС», – говорит директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн.

Новой схемой злоупотреблений является импорт растворителей для лакокрасочной промышленности, которые по факту представляют собой смесь октаноповышающих компонентов – метил-трет-бутилового-эфира, метанола и прочих спиртов. Согласно Налогового кодекса Украины, по отдельности эти компоненты облагаются по максимальной акцизной ставке для бензинов – 213 евро за 1000 л, но в смеси под видом растворителей въезжают без акциза. Это также стало возможным благодаря специальным разъяснениям Государственной налоговой службы от 11 июня 2020 г..

В 2020 году в Украину было импортировано 77,4 тыс. т растворителей, что на 15% больше, чем в 2019 году, когда импорт составил 67,3 тыс. т. Основной объем поступает из России и Беларуси. В январе-феврале 2021 года импорт продолжил рост: 9,2 тыс. т против 8 тыс. т (+15%) за аналогичный период прошлого года.

Импортерами подавляющего объема таких растворителей преимущественно выступают компании, напрямую связанные с сетями автозаправочных станций или мини-НПЗ.

По расчетам «А-95», если злоупотребления с импортом растворителей не будут пресечены, потери госбюджета по акцизу и НДС составят 1,1 млрд грн.

«Активная деятельность мини-НПЗ, импорт растворителей и теневой рынок имеют колоссальный мультипликативный эффект. Это не просто потери бюджета, это удар по украинским нефтеперерабатывающих заводам и легальному бизнесу по торговле нефтепродуктами. Оценить суммарный негативный эффект крайне сложно», – заявил Сергей Куюн.

По мнению экспертов, правительству необходимо разработать систему контроля потоков углеводородного сырья и готовой продукции с мини-НПЗ. В отношении импорта растворителей в корректировке нуждается упомянутое разъяснение Государственной налоговой службы.

Контакты

02095, г. Киев, ул. Княжий Затон, 9А, офис 396

Телефон: +38 (044) 577-52-25

Факс: +38 (044) 577-51-66

Мероприятия