Правительству необходимо срочно принять меры по борьбе с теневым рынком нефтепродуктов

версия для печати

На топливном рынке Украины наблюдается ряд негативных тенденций, указывающих на увеличение нелегального производства моторных топлив и схем по уходу от налогообложения.

Консалтинговая группа «А-95» провела специальное исследование уровня торговых наценок на АЗС. Был произведен расчет стоимости закупки импортных нефтепродуктов в январе 2021 года и их сопоставление с текущими розничными ценами трех основных групп участников рынка: дискаунтеров (Мotto, «БРСМ», «Авантаж», Marshal и другие сети общей численностью 2800 станций, торгующие по минимальным ценам), группы «Приват» («Авиас», ANP, «Укрнафта» и другие, всего 1500 АЗС) и премиальных станций (ОККО, WOG, Shell, Socar и ряд других общей численностью до 1200 АЗС). Также в ходе исследования были учтены особенности дисконтной политики и минимальные эксплуатационные расходы на содержание АЗС.

Исследование показало, что сети-дискаунтеры и группа «Приват» численностью около 4300 АЗС, или 64% от общего количества в Украине, торговали бензином с отрицательной наценкой в диапазоне 1,1-1,25 грн/л (рентабельность минус 5-5,5%). При торговле дизтопливом дискаунтеры были близки к нулевой рентабельности, сеть «Привата» продавала ДТ с расчетной чистой маржей около 1,3 грн/л, или рентабельностью 5,6%.

Прибыльная работа с наценкой 1-2,5 грн/л (рентабельность 4-10%) была отмечена только у премиальных сетей.

В целом уровень торговых наценок на топливо в январе 2021 года снизился до трехлетнего минимума. Цена на бензин А-95 в Украине остается минимальной в Европе и СНГ, уступая лишь России (сравнение цен без налогов).

По мнению экспертов Консалтинговой группы «А-95», аномальная ситуация на топливном рынке связана с нарастающими объемами безналоговой продукции мини-НПЗ, ренессансом нелегальных АЗС и активным распространением схем по уходу от налогообложения в условиях моратория на проверки бизнеса на период карантина. Это заставляет бизнес либо нести убытки, либо самому становиться частью «теневого» рынка.

«Мы оцениваем объем производства безакцизного бензина мини-заводами в 30 тыс. т в месяц, в отдельные месяцы это до 20% рынка. Убытки госбюджета достигают 4 млрд грн в год, и мини-НПЗ продолжают наращивать производство, испытывая возрастающий спрос на свою продукцию», – заявил глава «А-95» Сергей Куюн. Он сообщил, что если оптовая стоимость легального бензина А-95 сегодня составляет 23 грн/л, то бензин мини-НПЗ предлагается по 15 грн/л в случае расчета наличными и 17 грн/л – по безналичному расчету.

По его мнению, пресечь работу мини-НПЗ можно путем присвоения углеводородному сырью – нефти и газовому конденсату – статуса подакцизного товара с нулевой ставкой, что автоматически позволит отслеживать их движение и целевое использование.

Также, по мнению экспертов, правительству необходимо отменить текущий мораторий на проверки бизнеса фискальными и прочими силовыми органами, который был введен на период карантина, в части операций, связанных с торговлей подакцизными товарами.

«Налоговики фиксируют массовые нарушения кассовой дисциплины, видят дисбалансы в акцизных накладных и фиктивные продажи топлива. Но из-за моратория они не могут провести необходимые процессуальные действия и пресечь эти нарушения, которые бьют по бюджету, потребителям и легальному бизнесу», – заявил Сергей Куюн.

Контакты

02095, г. Киев, ул. Княжий Затон, 9А, офис 396

Телефон: +38 (044) 577-52-25

Факс: +38 (044) 577-51-66

Мероприятия