Российские ограничения поставок нефтепродуктов требуют скорейшего реформирования внутреннего рынка Украины

версия для печати

Существенные ограничения Российской Федерацией поставок нефтепродуктов в июне 2019 года, а также переход на ежемесячное согласование объемов экспорта топлива в Украину диктуют необходимость проведения срочных мер по повышению устойчивости рынка и снижению зависимости от этих поставок путем поддержки альтернативных направлений — внутренней нефтепереработки и морского импорта. Кроме того, в первоочередном порядке должен быть сформирован запас нефтепродуктов в стратегических сферах — оборонной и транспортной.
Стратегическим направлением альтернативных поставок в «Консалтинговой группе А-95» считают импорт по морю, который на данный момент обеспечивает не более 10% национального баланса дизтоплива. По расчетам экспертов, существующая портовая инфраструктура потенциально способна заместить не только российские, но и белорусские поставки.
Для запуска этого канала необходимо:
- вдвое снизить портовые сборы до уровня среднеевропейских;
- ввести льготный железнодорожный тариф на вывоз топлива из портов;
- приоритетно обеспечить нефтеперевалочные комплексы подвижным составом.
Основным риском при переориентации на «морские» поставки является доминирующее положение группы «Приват» в сфере портовой нефтеперевалки, что в сумме с контролем над крупнейшим в стране Кременчугским НПЗ создает угрозу монополизации рынка.
В этой связи правительству необходимо вернуться к активному участию в управлении Кременчугским НПЗ, в котором государству принадлежит 43% акций, и рассмотреть возможность участия в загрузке нефтью предприятия силами НАК «Нафтогаз Украины».
В среднесрочной перспективе государству необходимо создать мощности по перевалке нефтепродуктов, особенно — сжиженного углеводородного газа (СУГ, LPG).
«Потенциально по морю можно заместить российские и даже белорусские объемы дизельного топлива. Но заместить поставки LPG из России и Казахстана украинская морская инфраструктура не способна даже на 50%», — считают в «А-95».
Помимо уменьшения портовых сборов, которые снизят себестоимость сырья и повысят конкурентоспособность экспортной продукции украинских НПЗ, важнейшим шагом для их поддержки станет ликвидация «теневого» рынка нефтепродуктов. Центральным элементом этой программы является запуск с 1 июля 2019 года лицензирования операций с нефтепродуктами, внедрение системы мониторинга фактических остатков топлива на складах с помощью уровнемеров в стационарных и передвижных хранилищах, а также модернизация системы администрирования топливного акциза.
«Нелегальные НПЗ и прочие кустарные производители преимущественно выпускают бензин — избыточную позицию в номенклатуре украинских НПЗ. Это делает увеличение переработки невозможным. Контроль за торговлей и перемещением моторных топлив должен существенно снизить «теневой» оборот и в первую очередь дать стимул спросу на продукцию украинских НПЗ», — говорит директор «Консалтинговой группы А-95».
Легализация «теневых» объемов нефтепродуктов позволит увеличить доходы государственного бюджета, которые можно использовать для создания запасов нефтепродуктов на базе Госрезерва. Также правительство должно обязать «Укрзализныцю» и Минобороны Украины сформировать и удерживать неснижаемый запас в объеме не менее их месячного потребления. Также необходимо ускорить внесение в парламент законопроекта о создании минимальных запасов нефти и нефтепродуктов, который находится в стадии разработки около четырех лет.
В случае, если реализация данного комплекса мер не даст желаемого результата, правительству необходимо задействовать ограничительные механизмы в виде квот и пошлин по стране происхождения.

Контакты

02095, г. Киев, ул. Княжий Затон, 9А, офис 396

Телефон: +38 (044) 577-52-25

Факс: +38 (044) 577-51-66

Мероприятия