Предложенная правительством унификация ставок акцизного сбора на дизтопливо усилит позиции России на рынке нефтепродуктов

версия для печати

Министерство финансов Украины инициировало отказ от дифференцированной ставки акциза на дизельное топливо и фиксацию его на уровне €98/т, соответствующий законопроект планируется внести в Верховную Раду. В «Консалтинговой группе А-95» считают, что этот шаг будет иметь ряд негативных последствий, среди которых рост цен для потребителей и стимулирование поставок низкокачественного дизтоплива российского производства в ущерб поставкам более качественных марок.
С 2007 года в Украине действует дифференцированная ставка акциза на ДТ, работающая по принципу «выше качество - ниже налог». Поскольку поставки высококачественных сортов топлива стандартов Евро-4 и Евро-5 были выгоднее, такой подход привел к ускоренному переходу страны на их использование. По итогам 2013 года они занимались более 90% рынка. Унификация акциза сделает более выгодной поставку низкокачественного и поэтому дешевого дизтоплива стандарта Евро-3, которое сегодня преимущественно поставляется из России.
«Для сохранения статус-кво необходимо, как минимум, сохранить дифференцированную шкалу налога, пропорционально увеличив каждую ставку», - считает директор «А-95» Сергей Куюн.
Однако эксперты считают, что повышение акциза хоть и является самым легким путем увеличения доходов бюджета для правительства, но отнюдь не самым эффективным, так как нанесет ощутимый удар по экономике и потребителям. По расчетам экспертов, предложенное увеличение акциза приведет к росту цены на ДТ на 70 коп./л, что прежде всего ударит по промышленному сектору - основному потребителю этого нефтепродукта в Украине. Это создаст дополнительное давление на потребителей в условиях нынешних рекордных цен, спровоцированных валютным кризисом.
В качестве альтернативной меры по наполнению бюджета страны за счет топливных акцизов эксперты предлагают направить все усилия на усиление администрирования акцизного сбора. Прежде всего речь идет о борьбе с кустарным производством нефтепродуктов, выпуском так называемых альтернативных спиртосодержащих топлив и контрабандой. По расчетам «Консалтинговой группы А-95», в 2013 году объем теневого рынка нефтепродуктов составил не менее 2,5 млн т или четверть потребления, в результате чего госбюджет недополучил около 8,5 млрд грн акциза и НДС.
«Без ликвидации теневого рынка любое увеличение акцизов не будет иметь ощутимого эффекта с точки зрения наполнения бюджета», - говорит С.Куюн. Он также отметил, что наиболее ощутимый источник увеличения поступлений в госбюджет от нефтегазовой отрасли Украины является увеличение рентных платежей в добывающей отрасли. Снижение ставок ренты на добычу нефти привело к потерям госказны и наращиванию прибыли нефтяных компаний, которые вопреки обещаниям не инвестировали ее в наращивание ресурсной базы.
«В отличие от повышения акцизов, которое почувствуют все потребители и экономика в целом, увеличение ренты не приведет к росту цен на товары народного потребления и даст во много раз больший приток средств в госбюджет», - уверен Сергей Куюн.

Контакты

02095, г. Киев, ул. Княжий Затон, 9А, офис 396

Телефон: +38 (044) 577-52-25

Факс: +38 (044) 577-51-66

Мероприятия