Государственная политика регулирования рынка нефтепродуктов по-прежнему направлена на интересы бюджета и бизнес-групп, а не на потребителя

версия для печати

Отсутствие последовательного и сбалансированного подхода у государства к функционированию рынка нефтепродуктов может спровоцировать резкий рост цен на нефтепродукты в начале 2012 г. и тем самым нанести удар по потребителям топлива и по экономике страны в целом.
На сегодняшний день на повестке дня правительства находится два важнейших решения: первое - инициатива Министерства инфраструктуры Украины касательно повышения ставок акцизного сбора, второе - в декабре Межведомственная комиссия по международной торговле должна принять решение об ограничении импорта нефтепродуктов.
По оценкам экспертов «Консалтинговой группы А-95», предлагаемое Мининфраструктуры повышение акциза на бензин приведет к росту цен на дизтопливо для конечного потребителя на 60 коп./л, на бензин - на 20 коп./л.
В свою очередь предлагаемый Минэнергоугля уровень пошлин на импортные нефтепродукты вызовет рост цен на АЗС на 0,80 и 1,30 грн/л соответственно на ДТ и бензин.
«Государству необходимо расставить приоритеты: либо увеличивать доходы бюджета, повышая акцизы, либо наращивать доходность нефтеперерабатывающих компаний путем введения пошлин или квот на импорт нефтепродуктов», - говорит Сергей Куюн.
В противном случае «налоговый» дуплет приведет к росту цен на бензин и дизтопливо на 1,5 грн/л, что, по оценкам «А-95», заставит многих автомобилистов отказаться от своего транспорта либо до максимума сократить поездки.
«Из-за повышения акцизов в начале года и высоких нефтяных цен стоимость топлива в 2011 г. выросла в среднем на 1,95 грн/л, что привело к 10%-ному снижению потребления бензина А-95 - основной марки, используемой частным автотранспортом. Полностью очевидно, что аналогичное повышение вызовет не менее удручающие последствия», - считает эксперт.
По его мнению, оптимальным решением в сложившейся ситуации был бы отказ от введения ограничений на импорт, умеренное повышение акцизов (сохранение нынешней ставки на бензин и повышение акциза на ДТ максиму до 90 евро/т) и усиление государственного контроля, направленного на защиту внутреннего рынка от контрабанды нефтепродуктов и фальсификата. Это позволило бы защитить украинские НПЗ, повысить качество топлива на рынке и нарастить налоговые поступления в бюджет без наращивания налогового давления на потребителей.
«Пока все инициативы правительства, касающиеся рынка нефтепродуктов, нацелены на увеличение сбора денег в пользу бюджета либо определенных бизнес-групп, тогда как об интересах автомобилистов и конкурентной среде в этой важнейшей сфере чиновники вспоминают только на словах. В сфере нефтепродуктообеспечения нужна последовательная и взвешенная политика, в центре которой должен находиться потребитель», - заявил Сергей Куюн.

Контакты

02095, г. Киев, ул. Княжий Затон, 9А, офис 396

Телефон: +38 (044) 577-52-25

Факс: +38 (044) 577-51-66

Мероприятия