Государственная налоговая политика и курс национальной валюты будут определяющими факторами в формировании стоимости нефтепродуктов в 2012 г. Об этом свидетельствуют результаты специального исследования, проведенного «Консалтинговой группой А-95».
Эксперты оценили риски, с которыми связаны основные факторы ценообразования - стоимость нефти и налоговая нагрузка. Так, в 2011 г., цена нефти в стоимости бензина составила 54%, дизтоплива - 58%. Соответственно налоговая составляющая занимала в стоимости бензина 31%, дизтоплива - 22%. Остаток стоимости пришелся на затраты, связанные с транспортировкой и переработкой нефти, а также на расходы по логистике и сбыту.
Аналитики «Консалтинговой группы А-95» разработали три сценария поведения цен на бензин и дизтопливо в зависимости от изменения базовых составляющих стоимости нефтепродуктов в Украине. В ходе исследования были оценены различные варианты поведения мирового рынка нефти, изменения налоговой нагрузки и курса национальной валюты.
Оптимистичный вариант предусматривает снижение цен на нефть, стабильность курса гривны и сохранение текущих ставок «топливных» налогов. В то же время пессимистичный сценарий предполагает рост цен на нефть на мировых торговых площадках, девальвацию курса гривны, а также реализацию намерений отдельных министерств усилить фискальную нагрузку на нефтепродукты.
Сценарии изменения цен на нефтепродукты в 2012 г.
Сценарий |
Курс $, грн |
Нефть, $/барр |
Акциз, €/т |
Пошлина, €/т |
Маржа + затраты |
Цена топлива, грн/л |
|||
А-95 |
ДТ |
А-95 |
ДТ |
А-95 |
ДТ |
||||
Оптимистичный |
7,98 |
80 |
182 |
62 |
0 |
0 |
CONST |
8,37 |
7,80 |
Пессимистичный |
9,00 |
125 |
198 |
120 |
130 |
80 |
CONST |
14,12 |
13,53 |
Средневзвешенный |
8,20 |
100 |
182 |
90 |
0 |
0 |
CONST |
9,84 |
9,56 |
Развитие событий по пессимистичному сценарию продиктует рост цен более чем на 35% относительно уровня 2011 г.: бензин А-95 - свыше14 грн/л, ДТ - 13,5 грн/л. При этом ключевую роль в повышении сыграет введение пошлин или квот на импорт нефтепродуктов, а также увеличение акцизного сбора. В свою очередь оптимистичный и средневзвешенный сценарии, которые базируются на умеренном повышении ставок отдельных налогов, контролируемой девальвации гривны, стабильности или снижении мировых цен на нефть и сохранении диверсифицированной модели снабжения рынка топливом, указывают на снижение цен.
«Если цена нефти и курс валюты во многом зависят от глобальных процессов, то ставки налогов - это фактор, целиком и полностью зависящий от внутригосударственной политики, - отметил директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн. - Таким образом, более трети стоимости топлива в рознице находится в руках правительства».
Эксперты уверены, что от ставок налогов будет зависеть и качество топлива в стране. Так, по данным исследования, на протяжении 2011 г. в Украине наблюдается значительное снижение уровня качества топлива, что, по мнению экспертов, вызвано ростом цен на нефтепродукты на фоне полного отсутствия государственного контроля качества.
В то же время директор «А-95» обратил внимание на слабую предсказуемость украинского рынка, связанную с непрекращающимися попытками изменить диверсифицированную модель его функционирования на монопольную, управляемую чиновниками в ручном режиме. В качестве таких неожиданностей С. Куюн привел последнюю инициативу Минэнергоугля наделить «Нафтогаз Украины» функциями льготного импортера нефти.
«Речь идет о глобальной перекройке рынка - изменении ресурсного наполнения, перераспределении товарных и финансовых потоков, логистики поставок и многого другого, что непосредственно влияет на ценообразование. При этом никакого общественного и профессионального обсуждения и анализа последствий данного нововведения, в том числе и ценовой ситуации, не проводится», - подчеркивает эксперт.
02095, г. Киев, ул. Княжий Затон, 9А, офис 396
Телефон: +38 (044) 577-52-25
Факс: +38 (044) 577-51-66