Законопроекты Минэнергоугля по стабилизации рынка нефтепродуктов нуждаются в серьезной доработке

версия для печати

Разработанные Министерством энергетики и угольной промышленности Украины законопроекты о снижении акцизного сбора на нефтепродукты и отмене НДС на операции по импорту нефти должны быть доработаны во избежание злоупотребления в сфере поставок нефти на НПЗ, а также для сохранения стимулов поставок качественных нефтепродуктов на рынок.

Основные опасения экспертов «А-95» связаны с проектом закона об отмене НДС при операциях поставки импортной нефти. «Сегодня интересы государства защищены нормой об уплате НДС на таможне при пересечении границы, тогда как законопроектом Минэнергоугля предлагается дать НПЗ отсрочку по уплате этого налога после выпуска готовой продукции на НПЗ, - говорит директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн. - Это открывает возможности для уклонения от уплаты НДС или его минимизации путем использования компаний-«прокладок», которые, как показывает практика, впоследствии исчезают вместе с налоговыми обязательствами. Фактически создается почва для размножения фирм, подобных нашумевшей «Ливеле».

Для обеспечения полноты уплаты НДС необходимо ограничить список субъектов, имеющих право на льготу, нефтеперерабатывающими заводами Украины. Кроме того, нужно предусмотреть норму о выдаче заводами банковских векселей на сумму «импортного» НДС. Это полностью исключит возможность злоупотреблений, а реальные переработчики - НПЗ - смогут уменьшить авансовые налоговые выплаты и тем самым снизить потребность в больших оборотных средствах.

Что касается проекта закона о снижении ставок акцизного сбора, то на сегодня это единственная возможность действенного влияния на цены. По расчетам «А-95», в марте 2011 г. доля налогов (акциза и НДС) в розничной цене бензина А-95 составляет около 33%. В свою очередь 61% приходится на закупочную цену, около 5% - на логистические и эксплуатационные расходы, прибыль АЗС находилась в пределах 1%. «Инициатива по снижению топливных акцизов говорит о том, что чиновники осознали объективность роста цен на топливо, причинами которого стали возросшие налоги и рост мировых цен на нефть», - заявил С. Куюн.

К очевидным недостаткам законопроекта относится фактическая ликвидация прогрессивного принципа налогообложения дизельного топлива в зависимости от содержания серы. Применяемая с 2007 г. дифференцированная шкала акциза стимулировала ускоренный переход украинских производителей и импортеров к поставке на рынок низкосернистых сортов. В законопроекте Минэнергоугля налоги на ДТ фактически унифицированы, что создает предпосылки для увеличения поставок в Украину низкокачественных марок ДТ, вредных для окружающей среды и здоровья человека. В этой связи необходимо сохранить более высокий уровень налогообложения сернистых марок ДТ на прежнем уровне - на 30-40 евро/т выше, чем на марки с серой не более 0,005% (см. табл.). Это позволит снизить поставки сернистых сортов по импорту, а соответственно создаст дополнительный спрос на продукцию украинских НПЗ.

Кроме того, учитывая положительный опыт применения дифакцизов на ДТ, сегодняшний законопроект можно использовать для внедрения аналогичного принципа - «выше качество, ниже налог - по отношению к бензинам.

Сравнительная таблица ставок акцизного сбора на нефтепродукты в Украине

Марка топлива

Действующая ставка, евро/т

Ставка, предлагаемая Минэнергоугля, евро/т

Размер снижения налоговой составляющей, коп./л

Бензин

182

132

50

Дизтопливо:

 

 

 

Сера более 0,2%

90

15

90

Сера более 0,035%, но не более 0,2%

69

12

68

Сера более 0,005%, но не более 0,035%

62

8

65

Сера не более 0,005%

42

5

44

Контакты

02095, г. Киев, ул. Княжий Затон, 9А, офис 396

Телефон: +38 (044) 577-52-25

Факс: +38 (044) 577-51-66

Мероприятия