Одесский НПЗ остановила бездеятельность государства в борьбе с безналоговым импортом, контрабандой и фальсификатом

версия для печати

Остановка Одесского НПЗ обусловлена растущими объемами безналогового импорта нефтепродуктов в Украину, а также засильем контрабандной и фальсифицированной продукции при полном отсутствии каких-либо действий по пресечению этих схем со стороны правительства. Такое мнение высказал директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн.

«Модернизация Одесского НПЗ не завершена, предприятие обладает низкой глубиной переработки и поэтому наиболее чувствительно к проявлениям недобросовестной конкуренции на рынке, которая в этом году сильна как никогда», - отметил эксперт.

С. Куюн напомнил, что по итогам сентября объем безналогового импорта нефтепродуктов в Украину достиг 30%, и его доля продолжает расти. Все больше нефтетрейдеров переходят на закупки топлива посредством фирм-льготников, которые за счет неуплаты НДС и акцизного сбора предлагают оптовые партии топлива по ценам ниже рыночных. Сложившаяся ситуация, по оценке директора «Консалтинговой группы А-95», привела к установлению на рынке экономически необоснованных расценок на топливо, фактически сделавших невыгодной переработку нефти внутри страны.

«ЛУКОЙЛ» всегда был законопослушной компанией и не счел возможным использование схем безналоговых поставок нефти, хотя к такой практике уже прибегли другие предприятия отрасли, в частности Кременчугский НПЗ », - подчеркнул С. Куюн.

Эксперт выразил уверенность, что в аналогичной ситуации сегодня пребывает Лисичанский НПЗ, контролируемый компанией ТНК-ВР.

«Корпоративный кодекс международных компаний, акции которых торгуются на биржах, категорически запрещает использование сомнительных операционных схем», - говорит эксперт, полагая, что в связи с указанными особенностями функционирования украинского рынка Лисичанский НПЗ также находится в затруднительном положении.

Также С. Куюн обратил внимание на засилье контрабандой и фальсифицированной продукции на рынке.

«В ходе мониторинга мы фиксируем на рынке предложения импортного топлива, поставки которого не зафиксированы в документах Гостаможслужбы, хотя речь идет о танкерных партиях», - сообщил эксперт.

Следующей проблемой, которая предопределяет низкорентабельную или убыточную работу украинских нефтеперерабатывающих предприятий, является большая доля фальсификата, которая оценивается «Консалтинговой группой А-95» в 20-25% от всего продаваемого в рознице бензина и ДТ.

«Главной причиной столь плачевной ситуации, которую отмечают автовладельцы, является полная капитуляция государства в вопросе контроля качества нефтепродуктов», - заявил С. Куюн.

«Масштаб проблем в нефтяной отрасли и системе нефтепродуктообеспечения достиг беспрецедентных масштабов и Одесский НПЗ стал первой крупной жертвой отсутствия четкой государственной политики и коррупции в этой отрасли, тормозящей столь необходимые преобразования и ликвидацию теневых схем, - считает Сергей Куюн. - Вместо защиты добросовестных участников рынка и потребителей правительство инициирует уже второй за последний год этап повышения топливных налогов, что в нашей ситуации можно сравнить с тушением пожара бензином».

Напомним, 13 октября 2010 г. российская НК «ЛУКОЙЛ» приняла решение начать профилактический ремонт на Одесском НПЗ в последнюю неделю октября 2010 г. Согласно сообщению компании, ранее проведение ремонта было запланировано на I квартал 2011 г. Перенос сроков планового ремонта в компании объяснили неблагоприятной ситуацией на рынке нефтепродуктов Украины и, как следствие, низкой эффективностью работы завода.

Контакты

02095, г. Киев, ул. Княжий Затон, 9А, офис 396

Телефон: +38 (044) 577-52-25

Факс: +38 (044) 577-51-66

Мероприятия